Філологія

Меню сайту
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

 Областная олимпиада 2015-2016 г.

9 класс.  Русский язык и литература   (задания)

  1.   Дайте толкование слов (6х1=6 баллов)

Амфитеатр, вожатый, дифференцировать, квитанция, отечество, пращур

Расставьте ударение в словах (12х0,5=6 баллов)

Баловать, досуг, завсегдатай, квартал, колосс, обеспечение, эксперт, каталог, черпать, шофер, кашлянуть, газопровод.

  1. Определите состав слов (4 балла).

1)Стульчик, 2) переплётчик, 3) поделка, 4) приморский.

  1. В каком из приведенных ниже словосочетаний допущена ошибка? Объясните и исправьте ее (Всего 2 балла).

Корова с телком, голова с хохолком, ключ с брелком, кухня с уголком.

  1. Определите, какой частью речи является слово даром и какова его синтаксическая роль в приведённых ниже предложениях (максимум -10 баллов):

Он даром что старик, а сколько сил имеет!

 Ты даром не гордись.

Это тебе даром не пройдёт.

Запишите возможные синонимы к слову даром в 1 и 2 предложениях:

  1. Определите, каким членом предложения является инфинитив в данных предложениях (5 баллов)

1) Он поехал учиться.

2) Учитель математики посоветовал одарённому юноше учиться в университете  

3) Девушка хотела учиться.

4) Желание учиться его не покидало никогда.

5)Учиться всегда пригодиться

Далее                                             10 класс.  Русский язык и литература   (задания)

1. Дайте толкование слов (6*1=6 баллов)

Импровизация, гравюра, коммуникация, коррекция, мультимедиа, гармония

  1. Расставьте ударение в следующих словах: (0,5х14=7 баллов).

Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать, хаос, красивее, вероисповедание, ветеринария, украинский, зубчатый, принудить, языковая (колбаса).

  1. Какого рода информацию можно извлечь из таких лингвистических словарей, как: ономастические, диалектные, исторические, частотные?

Ономастические_                                             Диалектные

Исторические                                                    Частотные

4. Замените заимствованные слова русскими синонимами (0,5х8=4 балла).

Актуальный, антракт, ситуация, ,лозунг, миссия, финал,  эпилог, имитация

_6. Предложите возможные варианты расстановки запятых и объясните, как изменится смысл данных предложений. Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных слов:

Приехал и почтмейстер один.                                               Ну что сеять можно?                   
Далее        Ключ                               11 класс.  Русский язык и литература   (задания)

  1. В книге «Правильно ли мы говорим?» Борис Тимофеев, описывая случаи скопления гласных и согласных звуков, пишет:

А может быть, вам желательно увидеть фразу, в которой стояли бы рядом девять (!) гласных? Извольте! «Я знаю её и её июльских подруг».

Определите, подходит ли приведенный пример. Аргументируйте свою точку зрения. (4 балла)

2. Прочитайте вопросы. Аргументировано ответьте на все вопросы. (12 баллов)

Может ли лидер быть ведущим? А феномен уникальным? Может ли оккупация быть военной? А риск смелым? Может ли вакансия быть свободной? А пенаты родными?

3. Расставьте ударения в следующих словах (5 баллов).

Апостроф, асимметрия, балуемся, вероисповедание, оптовый, намерения, тайная вечеря, танцовщица, феномен, звонят.

  1. Определите, какие из слов, обозначающих меры длины, являются исконно русскими словами, какие - заимствованными. На основании чего был делан такой вывод? Укажите, какая из двух мер в данных ниже парах больше, ставя математические знаки > или < :

дюйм   пядь

аршин   сажень

вершок   дюйм

пядь   фут

сажень   верста

фут   аршин

  1. Рассмотрите схемы и к каждой схеме подберите по одному слову, имеющему данное строение.

Ø Ç Ù Ù ÿ___________________________________    

Ø Ç Ù ð Ù___________________________________

Ç ð Ç ð_____________________________________

Ø Ø Ç Ù ð___________________________________

Можно ли по схеме формальной структуры слова определить часть речи этого слова? Свой ответ аргументируйте. (Каждый правильный пример – 1 балл. Всего – 8 баллов).

6. Ниже даны следующие предложения со словом как. Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как (1 балл  за каждый правильный ответ) и какова его функция в высказывании (1 балл  за каждый правильный ответ). (Всего 12 баллов)

1. Как ты себя чувствуешь?                                2. Мы не знаем, как решать задачу

3. Катя видела, как Володя перепрыгнул через канаву и скрылся в чаще.                 4. Ему как биологу будет интересно послушать доклад химиков.

5. Как хорошо в лесу весно                                           6. Ему уже десять лет, а он ведёт себя, как младенец

Далее          Ключ       Протоколы                          

Областная олимпиада 2016-2017 г. 

9 класс. Русский язык и литература   (задания) 

                  1. Определите значение слов (4 балла).

          Феноменальный            уникальный          эксклюзивный          нумизматика

       3. Обозначьте графически  грамматические основы предложений. Дайте характеристику подлежащим и сказуемым (6 баллов).

       1. Я старался казаться весёлым (Пушкин).

        2. Она попробовала пройти босая (Пушкин).

        3. Человек должен быть человечен не только в своей радости, но и в страдании (Паустовский). 

       4. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (8 баллов).

       Я пр…ближался к месту моего назначения. Вокруг меня пр…жимаясь к самой дороге зеленел лес изредк… уступая место полянам поросшим ж…лтой осокой. Со…нце              садилось уже который час всё н…как не могло сесть и в…село низко над г…р…зонтом. Машина катилась по узкой дороге засыпа…ой хрустящим гравием. Крупные камни        я пускал под колесо и каждый раз в багажнике лязгали и громыхали пустые канистры. (По А. и Б.Стругацким

      5. В этом задании вам нужно показать знания жизни и судьбы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя (12 баллов):

         а).Кто раньше родился – Пушкин, Лермонтов или Гоголь?                      б) Кто позже умер – Пушкин, Лермонтов или Гоголь?

           в) Чья жизнь была самой короткой?                       г) Были ли знакомы Пушкин и Лермонтовдв? д) Где находились Пушкин и  Лермонтов во время войны 1812 года?

           Далее   Ответы              10 класс.  Русский язык и литература   (задания) 

         1. Дайте толкование слов (8 баллов):         Аккаунт, парфюм ,брифинг ,инвестор,мораторий,саммит , триллер, эксклюзивный

      2. Найдите слово, состоящее из 5 морфем. Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав каждого слова (5 баллов).

       Выкрикнуть , подоконник,  безумный , подумаете,передумал

       3. Изменится ли синтаксический состав предложения Глухой, дремучий лес при изменении порядка слов? Объясните свой ответ. (4 балла)

      4. Объясните значение следующих фразеологизмов (16 баллов).

      Вавилонское столпотворение            глас вопиющего в пустыне           корень зла                         земля обетованная

            соль земли                                              умывать руки                 манна небесная                                    тридцать сребреников

             5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания (15 баллов). 

                Далее         Ответы                                      

                                       11 класс  Русский язык и литература   (задания)

  1. Решите кроссворд и составьте предложения с четырьмя любыми словами-ответами (cумма балов– 12).
  2.  Выполните три экспресс-задания (cумма балов– 12).
  3. Прочитайте вслух поэтические строки современного поэта Сергея Гандлевского. Укажите языковую ошибку, которую намеренно допустил автор в этом отрывке, определите ее тип. (2 балла)
  4. Есть обычай у русской поэзии

    С отвращением бить зеркала

    Или прятать кухонное лезвие

    В ящик письменного стола.

  5. Прочитайте шуточное стихотворение Елены Игнатовской «Совет доктора». Выпишите авторские неологизмы, определите способ их образования. По аналогии с какими словами они образованы? (4 балла)
  6. Недостаток котеина

    И собакодефицит

    Могут вызвать и ангину,

    И ветрянку, и бронхит.

    Каждый день нужны ребёнку

    Не походы к докторам,

    А лечение котёнком

    По утрам и вечерам,

    Попугаетерапия

    И барбосовый компресс,

    А без них педиатрия

    И не ждёт больших чудес!

     

    3) Прочитайте четверостишие Василия Тредиаковского. Определите морфологические признаки слова суть. (2 балла)

    Без любви и без страсти

    Все дни суть неприятны:

    Вздыхать надо, чтоб сласти

    Любовны были знатны.

Далее              Ответы 11 класс   Протоколы  

Вхід на сайт
Пошук
Друзі сайту

Copyright MyCorp © 2025
uCoz