Областная олимпиада 2015-2016 г.
9 класс. Русский язык и литература (задания)
- Дайте толкование слов (6х1=6 баллов)
Амфитеатр, вожатый, дифференцировать, квитанция, отечество, пращур
Расставьте ударение в словах (12х0,5=6 баллов)
Баловать, досуг, завсегдатай, квартал, колосс, обеспечение, эксперт, каталог, черпать, шофер, кашлянуть, газопровод.
- Определите состав слов (4 балла).
1)Стульчик, 2) переплётчик, 3) поделка, 4) приморский.
- В каком из приведенных ниже словосочетаний допущена ошибка? Объясните и исправьте ее (Всего 2 балла).
Корова с телком, голова с хохолком, ключ с брелком, кухня с уголком.
- Определите, какой частью речи является слово даром и какова его синтаксическая роль в приведённых ниже предложениях (максимум -10 баллов):
Он даром что старик, а сколько сил имеет!
Ты даром не гордись.
Это тебе даром не пройдёт.
Запишите возможные синонимы к слову даром в 1 и 2 предложениях:
- Определите, каким членом предложения является инфинитив в данных предложениях (5 баллов)
1) Он поехал учиться.
2) Учитель математики посоветовал одарённому юноше учиться в университете
3) Девушка хотела учиться.
4) Желание учиться его не покидало никогда.
5)Учиться всегда пригодиться
Далее 10 класс. Русский язык и литература (задания)
1. Дайте толкование слов (6*1=6 баллов)
Импровизация, гравюра, коммуникация, коррекция, мультимедиа, гармония
- Расставьте ударение в следующих словах: (0,5х14=7 баллов).
Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать, хаос, красивее, вероисповедание, ветеринария, украинский, зубчатый, принудить, языковая (колбаса).
- Какого рода информацию можно извлечь из таких лингвистических словарей, как: ономастические, диалектные, исторические, частотные?
Ономастические_ Диалектные
Исторические Частотные
4. Замените заимствованные слова русскими синонимами (0,5х8=4 балла).
Актуальный, антракт, ситуация, ,лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация
_6. Предложите возможные варианты расстановки запятых и объясните, как изменится смысл данных предложений. Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных слов:
Приехал и почтмейстер один. Ну что сеять можно?
Далее Ключ 11 класс. Русский язык и литература (задания)
- В книге «Правильно ли мы говорим?» Борис Тимофеев, описывая случаи скопления гласных и согласных звуков, пишет:
А может быть, вам желательно увидеть фразу, в которой стояли бы рядом девять (!) гласных? Извольте! «Я знаю её и её июльских подруг».
Определите, подходит ли приведенный пример. Аргументируйте свою точку зрения. (4 балла)
2. Прочитайте вопросы. Аргументировано ответьте на все вопросы. (12 баллов)
Может ли лидер быть ведущим? А феномен уникальным? Может ли оккупация быть военной? А риск смелым? Может ли вакансия быть свободной? А пенаты родными?
3. Расставьте ударения в следующих словах (5 баллов).
Апостроф, асимметрия, балуемся, вероисповедание, оптовый, намерения, тайная вечеря, танцовщица, феномен, звонят.
- Определите, какие из слов, обозначающих меры длины, являются исконно русскими словами, какие - заимствованными. На основании чего был делан такой вывод? Укажите, какая из двух мер в данных ниже парах больше, ставя математические знаки > или < :
дюйм пядь аршин сажень вершок дюйм |
пядь фут сажень верста фут аршин |
- Рассмотрите схемы и к каждой схеме подберите по одному слову, имеющему данное строение.
Ø Ç Ù Ù ÿ___________________________________
Ø Ç Ù ð Ù___________________________________
Ç ð Ç ð_____________________________________
Ø Ø Ç Ù ð___________________________________
Можно ли по схеме формальной структуры слова определить часть речи этого слова? Свой ответ аргументируйте. (Каждый правильный пример – 1 балл. Всего – 8 баллов).
6. Ниже даны следующие предложения со словом как. Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как (1 балл за каждый правильный ответ) и какова его функция в высказывании (1 балл за каждый правильный ответ). (Всего 12 баллов)
1. Как ты себя чувствуешь? 2. Мы не знаем, как решать задачу
3. Катя видела, как Володя перепрыгнул через канаву и скрылся в чаще. 4. Ему как биологу будет интересно послушать доклад химиков.
5. Как хорошо в лесу весно 6. Ему уже десять лет, а он ведёт себя, как младенец
Областная олимпиада 2016-2017 г.
9 класс. Русский язык и литература (задания)
1. Определите значение слов (4 балла).
Феноменальный уникальный эксклюзивный нумизматика
3. Обозначьте графически грамматические основы предложений. Дайте характеристику подлежащим и сказуемым (6 баллов).
1. Я старался казаться весёлым (Пушкин).
2. Она попробовала пройти босая (Пушкин).
3. Человек должен быть человечен не только в своей радости, но и в страдании (Паустовский).
4. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (8 баллов).
Я пр…ближался к месту моего назначения. Вокруг меня пр…жимаясь к самой дороге зеленел лес изредк… уступая место полянам поросшим ж…лтой осокой. Со…нце садилось уже который час всё н…как не могло сесть и в…село низко над г…р…зонтом. Машина катилась по узкой дороге засыпа…ой хрустящим гравием. Крупные камни я пускал под колесо и каждый раз в багажнике лязгали и громыхали пустые канистры. (По А. и Б.Стругацким
5. В этом задании вам нужно показать знания жизни и судьбы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя (12 баллов):
а).Кто раньше родился – Пушкин, Лермонтов или Гоголь? б) Кто позже умер – Пушкин, Лермонтов или Гоголь?
в) Чья жизнь была самой короткой? г) Были ли знакомы Пушкин и Лермонтовдв? д) Где находились Пушкин и Лермонтов во время войны 1812 года?
Далее Ответы 10 класс. Русский язык и литература (задания)
1. Дайте толкование слов (8 баллов): Аккаунт, парфюм ,брифинг ,инвестор,мораторий,саммит , триллер, эксклюзивный
2. Найдите слово, состоящее из 5 морфем. Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав каждого слова (5 баллов).
Выкрикнуть , подоконник, безумный , подумаете,передумал
3. Изменится ли синтаксический состав предложения Глухой, дремучий лес при изменении порядка слов? Объясните свой ответ. (4 балла)
4. Объясните значение следующих фразеологизмов (16 баллов).
Вавилонское столпотворение глас вопиющего в пустыне корень зла земля обетованная
соль земли умывать руки манна небесная тридцать сребреников
5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания (15 баллов).
11 класс Русский язык и литература (задания)
- Решите кроссворд и составьте предложения с четырьмя любыми словами-ответами (cумма балов– 12).
- Выполните три экспресс-задания (cумма балов– 12).
- Прочитайте вслух поэтические строки современного поэта Сергея Гандлевского. Укажите языковую ошибку, которую намеренно допустил автор в этом отрывке, определите ее тип. (2 балла)
-
Есть обычай у русской поэзии
С отвращением бить зеркала
Или прятать кухонное лезвие
В ящик письменного стола.
- Прочитайте шуточное стихотворение Елены Игнатовской «Совет доктора». Выпишите авторские неологизмы, определите способ их образования. По аналогии с какими словами они образованы? (4 балла)
-
Недостаток котеина
И собакодефицит
Могут вызвать и ангину,
И ветрянку, и бронхит.
Каждый день нужны ребёнку
Не походы к докторам,
А лечение котёнком
По утрам и вечерам,
Попугаетерапия
И барбосовый компресс,
А без них педиатрия
И не ждёт больших чудес!
3) Прочитайте четверостишие Василия Тредиаковского. Определите морфологические признаки слова суть. (2 балла)
Без любви и без страсти
Все дни суть неприятны:
Вздыхать надо, чтоб сласти
Любовны были знатны.